Пройти до конца: почему бросать и снова начинать учиться — это нормально

Саморазвитие
Многие из нас начинают и бросают много самых разных дел. В этом плане онлайн-обучение — не исключение, а один из самых частых примеров.

По данным исследования, проведённого в России в 2020 году, только у 28 % онлайн-школ до конца курса доходят 70 % учеников и более. В мире в целом “доходимость” два-три года назад ещё ниже: в среднем курс заканчивали только 3 % из тех, кто его начал, причём показатель с годами падал всё сильнее. 

В этом материале мы рассмотрим реальные примеры самых частых причин остановки учёбы, а специалисты SkillFactory расскажут какой период обучения самый сложный в плане срывов, а также как они работают со всем этим.


Проблема 1. Нет времени 

Пётр решил стать дата-сайентистом, прочитал много мотивирующих статей, пошёл на курсы, но из-за занятости на основной работе всё забросил, курс закончился. Пётр думает, что у него не получится совмещать учёбу, а потому лучше и не продолжать. 

“Нет времени” — самая частая причина, по которой взрослые студенты всё реже заходят на курс и постепенно его забрасывают, рассказывает лид проведения Product Live SkillFactory Регина Сметанкина. 

“Людям очень сложно совмещать учёбу и работу, приходить вечером домой и заставлять себя заниматься. Чаще всего нет времени именно из-за основной работы, затем идёт учёба, затем студенты с детьми, мамы в декрете. Самое важное — напоминать ученику о его первоначальных целях, зачем он пришёл, каким был его запрос. Мы собираем данные из его анкеты либо слушаем звонок в отдел продаж, когда он ещё при выборе курса рассказывает, зачем он пришёл”.

По словам Регины, первоначальная причина — это главное, о чём нужно вспомнить, когда пропадает желание учиться. “Кто-то шёл освоить новую профессию, потому что старая надоела, мало денег или он достиг своего потолка. Кто-то идёт прокачать свои скиллы, чтобы получить повышение, поднять зарплату или наладить рабочие процессы. Важно помнить, что поначалу тяжело, но дальше будет легче. 

Не у всех есть опыт дополнительного образования. Многие последний раз учились в университете, где был другой формат. На дистанционных курсах много практики, и на первый план выходит тайм-менеджмент. 

“Наши координаторы связываются со студентами, помогают наладить расписание. Мы говорим им, что, если выделять время только по выходным, это будет не так продуктивно, чем заниматься каждый день по 1,5–2 часа, но зато обучение будет стабильно продолжаться. У нас есть расписание курса, но если кто-то не успевает за ним (по разным причинам), мы готовы помочь решить сложности. Главное — чтобы студенту было комфортно, — продолжает Регина. — Расписание курса можно рассматривать как путеводитель по тому, в каком порядке проходить модули. Если человек сильно отстал и не хочет идти один, мы можем также перевести его на другой поток, который начал обучение чуть позже”. 

В нашем блоге рассказали историю Виктора, который был продакт-менеджером, но решил уйти в Data Science (и это в 40 лет!) и сейчас работает на позиции Middle Data Scientist.

Проблема 2. Усталость/выгорание 

Мария насмотрелась на друзей, окончивших онлайн-курсы и получивших работу в новой сфере, пошла сама, но растерялась из-за сложной подачи информации и бросила. Мария понимает, что ей интересна эта профессия, но чувствует, что нужна передышка. 

Мария в этом случае проходит классический путь студента онлайн-курсов, так что такая ситуация абсолютно нормальна, говорит Регина Сметанкина. 

“Студент всегда может взять перерыв, например, по причине отпуска, семейных дел А еще существует заморозка курсов на нужный срок. Цель школы не просто доучить студента, а помочь ему достигнуть поставленной на обучение цели, поэтому мы всегда открыты к диалогу и обсуждению возникающих сложностей”.

Основная разница онлайн и офлайн-курсов в том, что в случае с дистанционными занятиями нужно больше самоконтроля и дисциплины. Проблема ещё и в том, что ученики приходят с разным уровнем подготовки. Кому-то в этом случае легко, а кому-то сложнее, но у нас есть менторы, которые всегда готовы прийти на помощь по вопросам, связанным с материалами курса.

Когда студент не заходит на образовательную платформу 1–2 недели, за дело берутся координаторы. Сначала они связываются с ним в Slack, а если это не оказалось успешным, пишут в другие каналы или звонят и спрашивают, что случилось. “Если студент признаётся, что пока не может учиться, мы делаем заморозку и по истечении её срока подключаем к актуальному потоку. Если надо освежить знания, предлагаем сбросить прогресс, чтобы заново прорешать задания. У нас есть студенты, которых мы переводили с потока на поток неоднократно (пожалуйста, учитесь!), и со временем они успешно заканчивают курсы”, — говорит Регина. 

Не стоит опасаться потери прогресса — у студента после заморозки снова появится доступ к заданиям и учебным материалам, как и право на сертификат о новой профессии, он сможет посмотреть вебинары онлайн либо в записи.

Проблема 3. Слишком сложно / завышенные ожидания

Павел пошёл учиться на дата-сайентиста, представляя себя успешным специалистом с огромной зарплатой. В процессе оказалось, что путь долог и труден, гуманитарию не поддаётся большое количество математики, да и  вообще  сложно. 

По словам специалистов, это самая частая причина срывов в линейке аналитических профессий. Отчасти поэтому менеджеры по продажам на начальном этапе тщательно расспрашивают желающего купить курс, уверен ли он, что ему подойдёт именно эта специальность, так как, когда наступят сложности, всё будет зависеть от мотивации, усидчивости и осознанности ученика. 

Когда ученик перестаёт заниматься и выясняется, что проблема именно в этом, координаторы доносят до него мысль, что здесь всё, как в школе. Со временем будет легче, главное — войти в процесс и приучить себя заниматься, постепенно погрузиться в новую область. 

“Бывает, ученик говорит: “Я переоценил себя, мои мозги не тянут, мне всё сложно”, — рассказывает Регина Сметанкина. — На самом деле  ученики очень часто на себя наговаривают. С опытом понимаешь, что иногда взрослые студенты ведут себя совсем как дети: они сталкиваются с одной проблемой — и всё, они застопорились, “я тупой, я ничего не понимаю”. Начинаешь копать, а оказывается всё у него шло хорошо, он просто застрял на одной задаче. К таким студентам приходят на помощь координаторы и менторы. Я пришла к тому, что не нужно давить на то, чтобы обязательно прорешали всё по ходу курса. Студенты меня научили, что можно перейти к другому модулю или инструменту, потом вернуться и доделать”.  

Эта причина часто возникает ещё и тогда, когда студенты стесняются задавать вопросы менторам или преподавателям. “Большинство наших студентов первый раз в жизни сталкиваются с программированием, у них появляются вопросы, но они боятся их задать, потому что кажется, будто остальные всё знают, а их вопрос покажется глупым, — говорит методист курсов С#QAPQAJA Анна Мазалова. — В итоге ученики начинают накапливать вопросы до момента, пока не накопится клубок нерешённых вопросов и они не поймут, что всё. Они уже не могут разобраться с этим и уже даже не знают, о чём спросить в первую очередь”. 

“Как мы транслируем в школе: не нужно оставаться один на один с проблемой, — продолжает Регина Сметанкина. — Всегда готовы помочь наши менторы, это их работа. Часто помогают однокурсники. И уж точно не нужно бояться задавать вопросы. Студенты часто думают: “Ой, у меня такой глупый вопрос, все умные, а мой вопрос дурацкий, я опозорюсь”. Не бывает глупых вопросов. К тому же в Slack всегда можно посмотреть ответы на вопросы, которые уже задавали. И ещё: не нужно опускать руки, когда кажется, что не получается. Поделись проблемой с координатором — он готов выслушать, дать совет”. 

Проблема 4. Разочарование в выборе 

Светлана взялась за курсы, но в процессе поняла, что это вообще не её. Пыталась закончить из принципа, но разочаровалась окончательно и больше не хочет записываться ни на какие курсы, потому что опасается, что и с ними будет так же. 

“Частая проблема — люди видят рекламу, где им говорят: пройдите курс и будете получать кучу денег, вот он я, разработчик, сижу с ноутбуком у моря, и у вас будет так же, — рассказывает Анна Мазалова. — У них создаётся впечатление, что они придут, им дадут волшебную таблетку, которая решит все проблемы, не нужно будет делать ничего самим. Но на деле оказывается, что нужно тратить время, выполнять задания, и у них происходит конфликт “ожидание/реальность”. Также мотивация теряется, когда люди понимают, что не могут получить очень быстрый результат. Потому что любой серьёзный курс со сменой профессии — это полгода-год, а все хотят молниеносного результата. Нужно помнить, что первые 1–2 месяца — это погружение, адаптация, изучение основ. Люди разбираются и в это время ещё не могут приступить к реальной практике, из-за чего теряется мотивация. Ещё один вариант: студент не разобрался в специфике профессии. Часто так приходят обучаться на тестировщика и только в процессе понимают, что это не их. Проблема недоинформированности”.

В таком случае также не всё потеряно: координаторы помогут определиться с тем, чего на самом деле хочется студенту, а современные онлайн-школы дают возможность перейти на другую специальность уже в процессе учёбы. 

Если глобальная цель ученика — не какая-то определённая специальность, а желание в принципе сменить профессию и перейти в онлайн, можно подобрать более подходящий и интересный для него курс. 

Если с момента начала обучения прошло не больше двух недель, в SkillFactory сумму, уплаченную за курс, в полном объёме засчитывают в счёт оплаты новой специальности. Если студент решил уйти совсем, деньги ему вернут. Если прошло больше времени, оплату рассчитают по прогрессу студента на первом курсе и зачислят в качестве скидки при оплате нового. Если выбранный курс окажется дороже, часть средств ученику вернут, если дешевле, нужно будет доплатить разницу. 

Проблема 5. Не нужно

Василий выиграл сертификат на курсы и начал учиться, потому что хотел сменить работу. Во время учёбы ему пришёл оффер в компанию с более интересным задачами, но по старой профессии. Поэтому уже ненужная учёба превратилась для него в “заставить себя учиться”.  

Эта причина — не самая частая, но тоже регулярно возникает. В таком случае, говорят специалисты, студенту не стоит продолжать занятия, ведь лично для него в них нет смысла, а он и школа будут тратить свои ресурсы. Лучше не превращать получение знаний в мучения и вернуться к урокам, когда они будут действительно нужны. И главное, добавляют в школе, — такая ситуация абсолютно нормальна.

Проблема 6. Кончились деньги

И это тоже нормальная, типичная ситуация, которая может случиться с каждым. Если студент взял рассрочку в банке, с этим сложно что-то сделать. Проблема решаема, если у ученика имеется внутренняя рассрочка самой школы. В таком случае его могут отключить от платформы на время, когда его дела поправятся: занятия возобновятся, доступ к материалам курса снова появится. 

Как вернуться к обучению

Чаще всего сложности возникают на начальной стадии обучения, рассказывает PO of Student’s Learning Experience Алексей Головенкин. Это примерно 1–2 месяца со дня старта курса. 

“Это вполне нормальная реакция человеческого организма — мозг сопротивляется. Именно поэтому вновь прибывшим студентам мы стараемся уделять максимум внимания и фокусируемся на заботе о них. Если человек решил взять заморозку, то перед тем, как попрощаться, мы обязательно проговариваем дату следующей коммуникации. Такая дата служит договорённостью. В большинстве случаев студенты сами помнят о договорённостях, и возврат к обучению у них где-то зафиксирован”.

В целом, после длительного перерыва большинство учеников, взявших заморозку, возвращаются к курсу и нагоняют упущенное. “Я бы не называл попытку отсрочить обучение в повторный раз срывом. В большинстве случаев это происходит из-за размытости цели, с которой приходит к нам студент. Мы направляем/помогаем/мотивируем и стараемся сводить такие “срывы” к минимуму”, — продолжает Алексей. 

“Слишком завышенные требования к себе — это одна из основных проблем”, — рассказывает старший методист направления Программирование Кристина Савченко. — Студенты думают, что в первый день, неделю они должны сделать буквально всё, чуть ли не начать программировать. От того, что мы даём информацию постепенно, они иногда расстраиваются и теряют мотивацию, поэтому мы добавляем в модули информацию о том, что здесь важно притормозить. Учиться много и понимать всё сразу просто невозможно, исходя из особенностей строения нашего организма, поэтому надо относиться к себе более объективно, вспомнить, как мы учились в школе и университете”. 

По словам Кристины, ещё одна проблема в том, что ученики приходят с  уверенностью, что программирование — это легко. “Минимум 3 месяца ты будешь учиться программировать, а то и полгода-год. Придётся гуглить, смотреть видео на YouTube, ведь нереально только получить информацию в модуле и пойти программировать. Да, там основа, но нужна и обратная связь от экспертов и авторов, советы менторов, важно посмотреть и почитать документацию для того, чтобы увидеть разницу мнений, сформировать свой навык. Только после этого всё уложится в голове, и человек будет понемногу становиться программистом”.

“Любой может столкнуться с проблемой: что-то полетит по работе, кто-то заболеет, — говорит Регина Сметанкина. — Нужно понимать, что это временно и вы всё нагоните. Много срывов происходит в первые месяцы учёбы, но случиться такое может и в середине, и даже ближе к концу. Наши студенты сами признаются, что им не хватает маленьких побед: юниты большие, прогресс есть, но такого, чтобы тебя по голове погладили, — нет, и ты ощущаешь себя в отрыве. Вроде хороший показатель, но ты ещё не специалист и учишься. Такое бывает даже с самыми замотивированными студентами. Нужно помнить, что осталось чуть-чуть”. 

В нашем блоге рассказали историю Ларисы, которая на карантине пошла учиться, а теперь работает с базами данных в GlowByte.

Резюмируем

  1. Вам может быть очень и очень сложно. Но помните, что на курсе у вас есть поддержка — менторы, координатор и однокурсники. Если вы занимаетесь сами — найдите себе более опытного товарища, который станет вашим ментором. Нередко таких людей можно найти даже внутри компании где вы работаете, в тематических группах.
  2. Если вам сегодня сложно, то, когда вы через месяц вернётесь к этому же материалу, окажется, что это очень просто. Вспомните, как вы учились складывать однозначные числа. Было сложно? Да! Но потом это стало просто. И вам уже не нужны пальцы, чтобы сложить 3 и 2. Здесь точно так же. 
  3. Если вы не успеваете в дедлайны, не расстраивайтесь. У каждого свой ритм. Отдохните, сделайте перерыв на пару дней и вернитесь. Чтобы изучить новое, нужно время. Но не забывайте о своей цели, иначе отдых может затянуться.
  4. Не нужно стесняться спрашивать. Помните, что на курсе учатся такие же люди, как вы. И, если вам кажется, что ваш вопрос “глупый”, это не так. Глупый только тот вопрос, который не задан. На курсе вы находитесь в безопасном пространстве, где можно спросить что угодно. Для тех кто учится самостоятельно это тоже актуально — не смущайтесь спрашивать у более опытных.
  5. Помните, что обучение — это работа. У вас есть материал, есть поддержка преподавателей, но 50 % вашего успеха — в ваших руках! Внесите учёбу в расписание. Это поможет вам планировать своё время и не выгорать.
  6. Если что-то произошло, сообщите координатору курса, возможно, вместе вы сможете найти решение проблемы. Не оставайтесь с ней один на один.

Не важно как вы решите учиться — на курсе или самостоятельно по книгам и туториалам, в любом случае не унывайте, помните о цели и старайтесь получать удовольствие от новых знаний. Цель мотивирует на прогресс в обучении. Обучение не всегда сначала даётся легко (вспомним школу), но если приложить немного усилий, то всё обязательно получится. Вспомните свои ощущения, когда вы только посеяли зёрнышко, чтобы стать специалистом в совершенно новой профессии. Согласитесь, это вдохновляет! 

close
Источник
Оцените статью
Игроки
Добавить комментарий